20.11.2014

В 2015 году не все HRы смогут продолжить свою деятельность

20.11.2014

До 2015 г. Правительство РФ планирует разработать до 800 стандартов, которые станут основой для расчета тарифных ставок и систем оплаты труда работников. 

В настоящее время в России осуществляется масштабное обновление национальной системы квалификаций работников и формирование системы профессиональных стандартов, затрагивающее практически все отрасли российской экономики и социальной сферы. Планируется, что в ближайшем времени профессиональные стандарты заменят привычные для всех квалификационные справочники. 

В чем же отличие профессиональных стандартов и единых тариыно-квалификационных справочников?

Основная проблема Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) в том, что эти реестры не устанавливают характеристики новых профессий, и в них не прописаны новые требования к давно существующим профессиям.

К примеру, возьмем профессию «специалист по кадрам». Еще лет 20 назад этот работник один справлялся с работой целой организации, и к нему не было особых претензий. Но на сегодняшний день появилось множество схожих позиций: специалист по компенсации и льготам, менеджер по обучению персонала и другие.

Еще одной не менее важной проблемой вырастает несоответствие российских специальностей международным требованиям. Ведь во многих странах ведется работа по созданию национальных систем квалификаций и разработке профессиональных стандартов. Эти процессы служат одной цели – унификации требований к квалификации работников, занятых на одних и тех же должностях.

Вполне закономерно, что профессиональные стандарты и квалификационные справочники (ст. 57, 144 ТК РФ), базируются на одной основе и прописывают основные требования к уровню образования, навыкам и опыту работы на определенной должности. Минтруд России устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, которые содержатся в ЕТКС, ЕКС наименованиям, имеющимся в профстандартах (п. 2 Постановления Правительства РФ № 23). Но все же, у профстандартов имеется и много отличий в сравнении с квалификационными справочниками.

В профессиональных стандартах сделана подробная детализация полномочий и ответственности специалистов различных уровней. В квалификационных справочниках такого разграничения нет.

«Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления
определенного вида профессиональной деятельности» 

Итак, профессиональные стандарты нужны для того, чтобы:

  • скорректировать существующие образовательные программы в учебных заведениях под те требования, что предъявляют работодатели на рынке труда,
  • чтобы установить стандарты профессиональных видов деятельности, установив требования к образованию, опыту работы, необходимым знаниям  и навыкам работников,
  • чтобы унифицировать понимание трудовых функций и трудовых действий работников разной профессиональной деятельности,
  • чтобы установить квалификационные уровни работников и устанавливать оплату труда в зависимости от квалификационных характеристик человека, не дискриминируя работников более высокой квалификации по сравнению с работниками, у которых квалификация ниже,
  • и т.д.

                     
Профессиональные стандарты становятся обязательными не только для государственных корпораций и бюджетных учреждений, но и для коммерческих компаний. 

За несоблюдение требований к наименованию должностей, по которым установлены льготы, работодателям грозит административная ответственность.

А теперь ближе к делу, а именно к профессиональному стандарту "Специалист по управлению персоналом".

Этот профессиональный стандарт является межотраслевым, то есть будет применяться не зависимо от того в какой отрасли работает компания и пока на данный момент времени он еще не принят, но готов и находится в стадии общественных обсуждений.

На что необходимо обратить внимание, при изучении профессионального стандарта?

1. Обобщенные трудовые функции – это подвиды профессиональной деятельности внутри определенного стандарта. Например, в профессиональном стандарте «Специалист по управлению персоналом» выделены пока 8 подвидов деятельности:

 

  • Документационное обеспечение работы с персоналом
  • Обеспечение кадровыми ресурсами
  • Формирование системы оценки персонала
  • Формирование системы развития персонала
  • Формирование системы оплаты и нормирования труда персонала
  • Формирование социальной политики в отношении персонала
  • Операционный менеджмент работы с персоналом
  • Стратегический менеджмент работы с персоналом

В зависимости от того насколько крупной является организация, у нее могут быть выделены отдельные сотрудники или даже должности по каждой обобщенной трудовой функции или один работник может выполнять несколько видов функции в организации, если организация небольшая.

2. Трудовая функция – это укрупненные функции работника, которые занимается данным видом профессиональной деятельности.

Например,  по первой обобщенной трудовой функции «Документационное обеспечение работы с персоналом» в обязанности работников должно входить:

 

  • Ведение организационно-распорядительной документации по персоналом
  • Ведение документации по учету персонала
  • Подготовка документации по учету кадров для представления государственным органам и иным организациям

Весь функционал работников, которые обеспечивают документационную работу по управлению персоналом можно отнести к одному из указанных трех функций.

3. Трудовые действия – это уже конкретные обязанности внутри каждой трудовой функции. То есть это те функции, которые должны быть прописаны у работника в трудовом договоре или должностной инструкции.

Например, по одной из трудовых функций «Ведение документации по учету персонала» в проекте профессионального стандарта указаны следующие трудовые действия:

 

  • Создание документов по процедурам управления персоналом и движению кадров
  • Организация системы движения документов  по персоналу
  • Сбор и проверка личных документов и иных документов работников
  • Подготовка и оформление по запросу работников и должностных лиц копий, выписок из кадровых документов, справок, информации о стаже, льготах, гарантиях, компенсациях и иных сведений о работниках
  • Выдача работнику кадровых документов о его трудовой деятельности и доведение до сведения работников организационно -  распорядительных, кадровых и иных документов
  • Ведение учета специальных категорий работников
  • Ведение учета рабочего времени работников
  • Регистрация, учет, оперативное хранение и уничтожение документов по персоналу, подготовка к сдаче их в архив.

При этом, обратите внимание, что даже трудовые действия написаны достаточно обобщенно. Например, не конкретизируются виды документов: трудовая книжка, карточка Т-2 и т.д.  Все эти документы войдут в  действие «Создание документов по процедурам управления персоналом и движению кадров»,  а также другие действия внутри этой функции.

Почему же в трудовых действиях по оформлению кадровых документов не указаны конкретные кадровые документы? Потому, что профессиональный стандарт только определяет функции и действия специалистов и независимо от того, какие конкретно кадровые документы будут являться обязательными в определенные моменты времени и какая форма будет принята этих документов, даже не зависимо от того, будут ли кадровые документы вестись в бумажном виде или в дальнейшем в электронном виде - все равно трудовая функция данных специалистов будет та же самая.  То есть профессиональный стандарт определяет вид деятельности, а не конкретные инструменты, средства труда, то есть прописан так, чтобы сохранить свою актуальность на тот период, пока данный вид профессиональной деятельности будет нужен.

4. В профессиональном стандарте прописываются также необходимые знания и умения, которыми должен обладать сотрудник, работающий в определенной профессиональной сфере. Этот раздел профессионального стандарта будет применяться работодателями для построения процедуры оценки соискателя при приеме на работу, чтобы ответить на вопрос, насколько данный кандидат способен справиться с необходимой работой, он  будет применяться при проведении аттестации внутри организации, в том числе для принятия решения соответствует ли работник занимаемой должности, а также он будет являться основной для дальнейшей сертификации специалистов определенного вида профессиональной деятельности.

Например, для выполнения функции по «Ведению документации по учету персонала» требуется знать:

 

  • Нормативные и правовые акты, локально-нормативные акты, регулирующие порядок ведения кадровой документации, в том числе трудовое законодательство, законодательство по защите персональных данных, архивное законодательство;
  • Нормативные и правовые акты, регулирующие труд специальных категорий: в том числе иностранных работников, военнообязанных, допущенных к государственной тайне, инвалидов и иных;
  • Структуру организации;
  • Порядок оформления, ведения и хранения документов по персоналу;
  • Порядок расчета стажа, льгот, компенсаций, оформления пенсий работникам;
  • Основы документационного обеспечения, порядок оформления выписок, оформления копий, справок;
  • Порядок учета движения кадров и составления установленной отчетности;
  • Базовые основы информатики, структурное построение  информационных систем и особенности работы с ними.

А также уметь:

 

  • Анализировать нормы законодательства, разрабатывать план необходимых корректировок и реализовывать принятые изменения в установленный порядок оформления документов по персоналу;
  • Работать со специализированными информационными системами и базами данных по ведению учета и движению персонала;
  • Организовать хранение кадровых документов в соответствии с требованиями законодательства и организации;
  • Контролировать присутствие/отсутствие работников на работе/   рабочем месте;
  • Регистрировать учетные документы по персоналу;
  • Оформлять документы с учетом требований к сдаче в архив или уничтожению.

 

5. Одной из самых проблемных составных частей любого профессионального стандарта являются требования по образованию, его виду и уровню и опыту работы. А также квалификационный уровень, установленный для данного вида профессиональной деятельности.

Какие же требования  прописаны в проекте профессионального стандарта для специалистов, которые занимаются ведением кадровых документов?

Образование: Среднее профессиональное образование – программа подготовки специалистов среднего звена с  обязательным прохождением дополнительных профессиональных программ:  профессиональной переподготовки и\или повышения квалификации.

Требования к опыту работы не устанавливаются, а это значит, что при наличии необходимого образования, и проверке квалификационных характеристик по тому, что должен знать и уметь данный работник, работодатель может принять на работу соискателя и без опыта работы.

Квалификационный уровень по данному виду профессиональной деятельности установлен 5, согласно Приказа Минтруда России от 12.04.2013 N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов".

6. Какие названия должностей можно устанавливать работникам, работающим в рамках данного профессионального стандарта и отвечающим за документирование процессов управления персоналом?

В проекте профессионального стандарта прописано наименование должностей:

   - Специалист по кадровому делопроизводству

   - Менеджер по персоналу

При этом, рекомендуется использовать наименование должности «менеджер по персоналу» именно тогда, когда такой специалист в организации один и он занимается не только оформлением кадровых документов, но и подбором персонала, их оценкой и т.д., то есть выполняет несколько видов обобщенной трудовой функции в рамках данного профессионального стандарта.

А где же должность «начальник/руководитель» отдела кадров»? Она уже в другом виде обобщенной трудовой функции: операционный менеджмент и к ней предъявляются совсем другие требования по образованию, его виду, опыту работы, знаниям, умениям, трудовым функциям и трудовым действиям.

Вот такой вот глубокий анализ необходимо проводить работодателям и сотрудникам отдела персонала при принятии профессиональных стандартов, решая вопросы изменения наименования должностей, штатного расписания, должностных инструкций, аттестации работников, их обучения, переводов, увольнения и т.д.  И все это необходимо сделать к 1 января 2015 года по всем  должностям и профессиям, по которым были приняты профессиональные стандарты.

Профессиональные стандарты специалистов, работающих в сфере управления персоналом и кадрового учета, будут размещены на нашем сайте. Следите за новостями.

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через:
    Новости компании

    В соответствии с Федеральным законом от 07.03.2018 41-ФЗ с 01.05.2018 федеральный МРОТ составит 11 163 рубля.

    Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России применяется с целью регулирования оплаты труда, определения размеров пособий по временной трудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования (ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 #82-ФЗ). Право работника на получение заработной платы не ниже МРОТ гарантируется Трудовым кодексом РФ.

    Напомним также, что с 01 января 2018 года Закон 421-ФЗ увеличил размер МРОТ, который до 01 мая 2018 года составляет 9 489 рублей.

    Помимо федерального МРОТ, обязательного для всех, во многих субъектах приняты ещё свои региональные минимумы, которые больше общероссийского значения (ст. 133.1 ТК РФ).

    Так, МРОТ в Москве с 01 января 2018 года составляет 18 742 рубля.

    Постановлением Правительства г. Москвы от 05.12.17 952-ПП в декабре 2017 утверждён прожиточный минимум в Москве за 3 квартал в размере 18 453 рубля. Эта величина меньше прожиточного минимума, который был утверждён постановлением Правительства Москвы от 12 сентября 2017 года 663-ПП на второй квартал 2017 года в размере 18 742 рубля. Как уже отмечалось выше, величина МРОТ при этом не может быть уменьшена.

    Поэтому с 01 января 2018 года МРОТ в Москве составляет 18 742 рубля (Постановление Правительства г. Москвы от 12.09.2017 663-ПП, п. 3.1.1 трехстороннего соглашения от 15.12.2015).

    На территории Московской области с 01 апреля 2018 года Соглашением от 01 марта 2018 #41 "О минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Союзом "Московское областное обьединение организаций профсоюзов" и объединениями работодателей Московской области" установлена минимальная заработная плата В размере 14 200 рублей. Ранее размер минимальной заработной платы составлял 13 750 рублей. Соглашение распространяется на работодателей - юридических лиц (организаций) и работодателей - физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками и осуществляющих деятельность на территории Московской области, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета.

    С апреля 2016 года все работодатели, у которых с работниками заключены трудовые и гражданско-правовые договоры, ежемесячно сдают в ПФР форму СЗВ-М. Не представляют сведенияпо форме только ИП без работников. Стоит понимать, что нулевых сведений по форме СЗВ-М не существует, поскольку показатели в ней не числовые, а количественные — количество застрахованных работников и данные о них. Поэтому даже если в компании числится один директор – учредитель и с ним заключен договор, форму СЗВ-М подать нужно. С 2017 года форма отчета и сроки его сдачи претерпели некоторые изменения. О них и поговорим.

    С 03 октября 2016 года вступает в силу Федеральный закон от 03.07.2016 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда", согласно которому заработную плату надо будет выплачивать не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена, а ст. 5.27 КоАП будет предусматривать отдельную ответственность за нарушение сроков выплаты заработной платы.

    Гарантия качества

    Мы предоставляем 100% гарантию на все услуги представляемые нашим Центром.